Отвечая на этот вопрос, нужно помнить, что средства ОМС являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Они носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели. А далее следует проанализировать:
Конечно, учитывается и положения Тарифного соглашения своего региона, – сообщает интернет-портал ГАРАНТ.РУ.
В силу норм ГК РФ компенсация морального вреда – это установленное судом требование денежной выплаты, в данном случае предусмотренной Законом об основах охраны здоровья, за действия медучреждения, которые причинили физические или нравственные страдания гражданину. Расходы на выплату такой компенсации, независимо от того, как они будут осуществлены: по судебному акту или по мировому соглашению, будут являться для учреждения мерой ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, т.е. экономическими санкциями.
Тарифными соглашениями такие расходы часто определены как штрафы. В этом случае расходы на оплату экономических санкций / штрафов не поименованы в структуре тарифа на оплату медицинской помощи в рамках терпрограммы. Вместе с тем структура тарифов на оплату медицинской помощи включает в себя обобщенный расход – «прочие расходы». Более детально экономический смысл «прочих расходов» раскрыт в Правилах ОМС N 108н. В частности, речь идет о прочих затратах на общехозяйственные нужды, без которых деятельность учреждения по оказанию медицинской помощи по программе ОМС невозможна (например, не будет оформлено санитарно-эпидемиологическое заключение) или затруднительна (например, услуги по защите электронного документооборота внутри учреждения). Штрафы же нельзя рассматривать как общехозяйственные расходы, необходимые для реализации программы ОМС. Наоборот, они являются мерой воздействия контролирующего органа за выявленное нарушение.
То есть выплата компенсации морального вреда за некачественное оказание медицинской помощи, произведенная медучреждением за счет средств ОМС, с высокой степенью вероятности будет квалифицирована в качестве нецелевого расхода. Подтверждение тому – судебная практика. Например, в решении АС Самарской области от 21.08.2019 по делу N А55-724/2019 отмечено, что причиненный в результате лечения вред пациенту не может рассматриваться как страховой случай, и, следовательно, расходы, связанные с компенсацией морального вреда, не являются расходами на оказание медицинской помощи по ОМС. АС Новосибирской области в решении от 27.06.2022 по делу N А45-1026/2022 также указывает, что средства ОМС могут быть направлены исключительно на оказание застрахованному лицу качественной медицинской помощи при наступлении определенных терпрограммой ОМС заболеваний, но никак не на обеспечение деятельности медучреждения, связанной с неисполнением или некачественным исполнением данной обязанности. К такому же выводу пришли недавно и судьи Новосибирского арбитражного суда. Больнице не удалось отстоять более 1,7 млн рублей «нецелевки», в числе которых и сумма компенсации морального вреда пациенту. Суд подчеркнул: структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя затраты на возмещение убытков, компенсацию причиненного морального вреда, штрафы и пр.
Обратите внимание, что еще в 2013 году, ФФОМС давал разъяснение, что в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС допустимо включать расходы на возмещение гражданину морального и физического вреда, взысканного по решению суда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи (независимо от действующих Территориальных соглашений субъектов РФ). Иногда суды принимают указанное письмо как доказательство разрешенного расхода. Однако нормы, на основании которых было подготовлено разъяснение, утратили актуальность в связи с изменением законодательства - сам ФФОМС указывал на это в письме от 30.12.2016 N 11919/21-2/5856.