Сотрудники ЦНИИОИЗ Минздрава РФ оценили изменения в нормативно-правовом регулировании системы ОМС в 2021 году, – сообщает Vademecum. Отчет в основном касается новой системы финансирования работы федеральных медцентров, но есть тезис и о медпомощи, оказанной сверх плановых объемов. Ее в центре характеризуют как «косвенный показатель потребности населения в медпомощи».
В законодательстве об ОМС существует понятие распределения объемов медпомощи, исходя из «потребности застрахованных лиц в медицинской помощи», но понятие «потребность застрахованных лиц в медицинской помощи» не расшифровывается. «Необходима выработка четких критериев распределения объемов медицинской помощи в указанных случаях», – отмечают в ЦНИИОИЗ.
По данным Счетной палаты, в среднем по стране доля случаев оказания медпомощи по ОМС сверх запланированного объема составляет 1-2%, однако в ряде регионов в 2020 году отклонение от плана достигает 13–18%, в зависимости от условий оказания медпомощи. Самое значительное расхождение было зафиксировано в дневном стационаре. При формировании терпрограмм не учитывается заболеваемость – это невозможно ни методологически, ни фактически ввиду нехватки финансирования.
Также в ЦНИИОИЗ отметили риски возникновения дефицита бюджета ФФОМС в 2021–2023 годах. Параметры документа прогнозировались без учета «второй волны» COVID-19, но даже в этом случае в 2021–2023 годах расходы фонда превышают его доходы. В 2021 году дефицит бюджета составит 11,57 млрд рублей, в 2022 году – 1,46 млрд рублей, а в 2023 году планируется его минимизировать за счет перераспределения остатков.
Этот инструмент используется в нынешнем году – оставшиеся с 2020 года средства составляют 68,6 млрд рублей. «Однако, начиная с 2024 года, этот источник погашения дефицита будет практически исчерпан», – считают авторы доклада ЦНИИОИЗ.