Специализированная медпомощь по направлениям, выданным до 2021 года органами власти, должна быть оплачена за счет ОМС
https://med-law.ru/novosti/specializirovannaya-medpomosch-po-napravleniyam-vydannym-do-2021-goda-organami-vlasti-dolzhna-byt-oplachena-za-schet-oms/
2024-01-11 15:02:00
Определение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2023 г. N 305-ЭС23-17858.

Центр ЭКО сумел выиграть спор с ТФОМС о взыскании неустойки в связи с несвоевременной оплатой специализированной медпомощи (проведение ЭКО), оказанной пациентам из других регионов, – сообщает интернет-портал ГАРАНТ.РУ.
Повод для отказа – сначала в оплате спорной медпомощи, а затем – в выплате неустойки был следующим:
- спорная помощь была оказана после 01.01.2021,
- с 01.01.2021 она может быть оказана только по направлению лечащего врача медорганизации, к которой пациент прикреплен,
- такими направлениями медцентр не располагал.
Однако суды (на втором "круге" рассмотрения) указали следующее:
- порядок направления лечащим врачом застрахованных лиц в медорганизации для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС строго регламентирован - направление лечащего врача для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме может быть выдано только при наличии особых медицинских показаний (п. 3 и 7 Приказа Минздрава РФ от 23.12.2020 N 1363н). Вместе с тем, данный приказ начал действовать только с 01.01.2021;
- с 01.01.2021 проведение медицинской процедуры ЭКО регламентировано приказом Минздрава РФ от 31.07. 2020 N 803н "О порядке использования ВРТ", который вступил в силу с 01.01.2021 (до этого периода действовал аналогичный Приказ Минздрава РФ от 30.08.2012 N 107н). Согласно Приказа N 803н процедура ЭКО проводится по направлению лечащего врача;
- при этом все направления, выданные региональными органами власти до 31.12.2020 - в период действия Приказа Минздрава РФ от 30.08. 2012 N 107н, - новым регулированием не были признаны недействительными и продолжили свое действие в 2021 году;
- кроме того, возможность использования направлений от регионов (без направления лечащего врача), подтверждена письмом ответчика N 08-09-04/4606 от 29.03.2022;
- заслуживают внимания не опровергнутые пояснения истца, что на территориях субъектов РФ реализуются региональные нормативно-правовые акты по оказанию специализированной мед при лечении бесплодия с применением ВРТ, регламентирующие вопросы направления пациентов для лечения методом ЭКО. Согласно местному законодательству регионов РФ, все пациенты, прежде чем получить направление на ЭКО, проходят региональную Комиссию по отбору граждан для оказания специализированной медпомощи при лечении бесплодия с применением ВРТ, которая определяет необходимость выдачи направления на ЭКО. Только после протокола заседания Комиссии выдается направление на проведение процедуры ЭКО лечащим врачом медицинской организации или региональным ОУЗ (Минздравом или департаментом здравоохранения) в выбранную пациентом медорганизацию. Данный регламент также действовал на территории всей РФ до 01.01.2021 (в период действия Приказа N 107н);
- истцом в материалы дела представлены копии направлений, выданных медучреждениями в отношении пациентов, указанные направления подписаны Министрами/Заместителями министров здравоохранения субъектов и лечащими врачами. Указанные направления обладают признаками относимости и допустимости (ст.ст. 67-68 АПК РФ), поскольку содержат печати медицинских и государственных учреждений, подписи должностных лиц и врачей,
- Приказ Минздрава РФ N 1342н оговаривает выдачу направления на лечение только лечащим врачом, однако не исключает выдачу такого направления от имени медицинского учреждения, в том числе министерством субъекта РФ, с подписью должностного лица. При этом ТФОМС не представлено доказательств того, что спорные направления выдавались в нарушение порядка, установленного Приказом Минздрава РФ от 30.08.2012 N 107н и Приказом Минздрава РФ от 31.07.2020 N 803н.
Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.